Слава Фролова

Опубликовано 15.03.2015 в Гости | Нет комментариев

Слава Фролова

«Быть счастливой личностью – это ежедневный титанический труд над собой» – Слава Фролова украинская телеведущая, журналист, режиссёр, член жюри одного из самых рейтинговых проектов Украины «Украина имеет талант». Основатель Фонда развития и поддержки молодого искусства Украины «Slava Frolova-Group» о том, за что стоит ценить удары судьбы, что есть  талант, и как не впадать в зависимость от выгодного кому-то мнения, транслируемого через СМИ.

 

 

 

Дж.: Какие у Вас отношения с родителями? Какие из постулатов, привитых ими помогли вам стать счастливой личностью?

С.Ф.:В живых у меня только мама. Наши отношения гармоничны во многом за счет того, что мы живем не под одной крышей. Разница во взглядах на многие вещи, при всей моей толерантности и маминой мудрости, провоцировала бы неизбежные конфликты.  Из дома я вышла в 17 лет и с тех пор держу уважительную дистанцию. Детство у меня было  прямо таки бедным — в школе я пользовалась льготным питанием,  а на школьные дискотеки ходила в форме. Но я не страдала от этого. С одноклассниками мне удалось построить здоровые отношения. Когда поняла, что  в социуме меня не презирают за бедность, а ценят за личностные качества, я вооружилась этим и вышла в мир. И уже там ставила перед собой взрослые задачи. А, чтобы быть счастливой личностью приходится ежедневно над собой работать. Счастье – это результат ежедневного, порой титанического труда. Я человек настроения и мне легко почувствовать себя глубоко несчастной даже от того, что тучи низко повисли над городом. Я уже не говорю о тех горестных событиях, в центре которых мы с вами находимся. И очень важно не рефлексировать, не сдаваться, не паниковать, быть толерантным и трезвомыслящим, продолжать строить, созидать и несмотря ни на что терпеливо идти к своей цели. А родители, за что им спасибо, подарили жизнь и дали достойный набор хромосом с которым приятно иметь дело.

3Z7A0114

Дж.: Кем вы хотели стать в детстве? Мечтали ли вы о деньгах и славе?

С.Ф.: В детстве я поняла, что не деньги определяющий элемент жизни, что счастье в нематериальных вещах. Деньги не делают людей счастливыми, а иногда и вовсе, приносят только беды их обладателям. Поэтому к деньгам я всегда относилась как к лекарству, которое может оказаться ядом, стоит только превысить дозу. Сегодня для меня деньги  — это энергия, необходимая для достижения целей, но никак не сама цель. Если говорить о детских мечтах, то я не мечтала о славе, скорее, о признании. Хотела стать великим скульптором, а до этого археологом или звездочетом. Одесский археологический музей был для меня каким-то невероятным местом, а небо меня завораживает по сей день. В копилке самых ярких небесных воспоминаний ночное небо 2014 над Death Valley (Доли́на Сме́рти — межгорная впадина в районе пустыни Мохаве и Большого Бассейна на западе США в штате Калифорния, к юго-востоку от горного хребта Сьерра-Невада. В долине расположена самая низкая точка Северной Америки.) в кромешной тьме и полном отрыве от цивилизации.

Дж.: В Интервью для  Forbes вы говорите: «Я урезалась в cвоих материальных интересах и ушла «служить». До 20-25 лет человек живет философией потребителя, после этого возраста появляется потребность отдавать. Но каждый приходит к этому своим путем. Многие живут в постоянном удовлетворении своих материальных потребностей, а «служат», в лучшем случае, только в рамках своей семьи. Почему возникла такая потребность «служить»? Какие размышления привели Вас к мысли о служении обществу?

С.Ф.: Мне всегда плохо давалась теория, я непоседа – усидчивость не мой конек. Для того, чтобы получить знания мне нужна исключительно практика, и чем насыщеннее будет этот эмпирический багаж, тем быстрее и крепче усвоится материал. Значение многих вещей, описанных в серьезной литературе, к которой меня тянуло в нежном возрасте, не могло открыться, пока я не наступала на очередные грабли. Поэтому формировать свою систему ценностей я начала очень рано, но вот понимать и принимать ее, в довольно зрелом возрасте. Философствовать на тему служения будет с одной стороны банально, а с другой, это слишком личное. Но, думаю, эта тема не нуждается в толкованиях для тех, кто понимает, о чем я. Но небольшую ремарку по поводу «служения семье» все же вставлю. Если человек служит ради себя или своей семьи, он служит в глобальном смысле, а значит для всех. Поэтому важно точно понимать терминологию слова «служить» и не путать его с «прислуживать», «обслуживать» или «обеспечивать».  Тот, кто говорит, что он служит не ради себя и своих близких, обычный обманщик и манипулятор. Не ради себя – Иисус, но как — то слишком много непризнанных мессий в последнее время. А ведь нас учат быть «паиньками» во имя спасения своей души и души своих близких. Одним словом,  очень важно научится отделять зерна от плевел.

Дж.: Есть такая теория, что жадность приводит к бедности – вы согласны?  

С.Ф.: Абсолютно! Впрочем, глупая расточительность тоже никого еще не обогатила и не осчастливила, и иногда она так же безобразна, как и жадность.

Дж.: Сейчас тема благотворительности популярна, часто компании пиарятся за счет благотворительности. Как вы относитесь к благотворительности напоказ?  

С.Ф.: Трезво. Для компаний это механизм. Осуждать не стану, так как не будь этого механизма, помощь тем, кто в этом нуждается была бы в разы меньше. Если о персональном восприятии – не люблю. Но осуждать, значит не уважать себя, так как клеймить легко, а, если задуматься о конечном результате, то тем кто клеймит должно быть еще неуютнее. Детальнее об отношении к благотворительности я высказалась в своем посте https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1017429658272107&set=a.153467241335024.34253.100000152483201&type=3&theater

Дж.: Для «Арт – Пикника» формируется  программа, по ряду направлений, таким образом, чтобы каждый день был максимально насыщен и не похож на предыдущий. Жизнь большинства людей – это «день сурка». Работа-дом-работа, и каждый день, как предыдущий.  Какие вопросы стоит себе задавать, чтобы вывести себя из этого состояния?

С.Ф.: Иногда сформулированные вопросы не нужны, достаточно поднять глаза к небу. Космос –  это бесконечное множество вопросов. Если у вас нет вопросов, вы или застыли в развитии, или деградируете, или умерли. Поиск ответов и есть сама жизнь и ее эволюция. Не бойтесь, что ваши вопросы маленькие или глупые, задавайте их смелее и чаще! Лучшие вопросы – те, на которые мы так и не получили ответы  в  детстве и смирились. Это та самая нить, с  которой  нужно начинать разматывать клубок своих вопросов. Кто я? Зачем я здесь? Как все устроено? А что если я…? Вперед!

3Z7A0049 2

Дж.: В интервью Комсомольской Правде вы как-то сказали,  что  главное преимущество женщины в возможности быть слабой рядом с мужчиной.  Вы очень активный человек, у вас много бизнес проектов, а это все мужские энергии.  Вам просто дается  «переключать тумблер»? 

С.Ф.: Когда как.

Дж.: Команда людей, которые помогают в реализации проектов  «Арт — Пикник»,  «Фонд поддержки молодых художников Украины» — это волонтеры, которые отдают свои силы и время на то, чтобы сделать мир лучше и добрее. Какие качества объединяют  этих людей?  Какой образ мышления позволяет им не думать о том, что нужно монетизировать каждый свой шаг?

С.Ф.: Конечно, костяк проекта, это люди работающие в фонде. Сезонно к нам подключается большое количество волонтеров. Именно они для меня являются примером, вдохновением и ориентиром. Они готовы отдавать частицу себя, дабы вопреки всему сделать мир, в котором мы живем лучше – это лакмусовая бумажка нашего молодого украинского социума. Это говорит о том, что молодежь уже имеет достойные уважения ценности, желание и, главное, силы на то, чтобы построить цивилизованное общество. Наша задача не опустить руки, поддержать, развить в них это желание и создать все условия для того, чтобы они окрепли и укрепились в своих ценностях. «Арт — Пикник» озадачен вопросами позитивных социальных перемен в стране, но и, безусловно, системой монетизации. Вопрос не только в финансировании людей, хотя это не маловажно — расходы на такой глобальный проект достаточно велики, поэтому мы постоянно ищем средства на его содержание. В этом году к управлению проектом подключился Максим Бахматов. Монетизация «Арт — Пикника» один из его ключевых вопросов. Будем искать способы сохранения и развития столь важного для страны проекта.

Дж.: В интервью для www.jfstar.com  вы говорите: «Благодаря детям я не чувствую времени. Да, я взрослею психологически, развиваю терпение, прощение… А также меня вдохновляет и учит Любовь. Самый ценный ее урок — отдавать.» Очень многие люди, становясь взрослыми биологически, так и не выходят из детства. На Ваш взгляд, какие основные качества психологически зрелого человека?

С.Ф.: Способность прощать, принимать, ждать и отдавать считаю главными признаками зрелости.

Дж.: Устроен ли этот мир справедливо? И верите ли вы в то, что все, что происходит в нашей жизни, мы заслужили и несем полную за это ответственность?

С.Ф.: Да, верю. Точнее, понятие справедливость — это термин придуманный человеком, а все подобные термины начинают взаимодействовать в ноосфере, приобретая оттенки и трактования в зависимости от того, в чей разум попадают, и как этому разуму удобно эти термины использовать. Соответственно, ответив публично на ваш вопрос о справедливости мира однозначно, я уверена, что каждый меня понял по своему. Этот вопрос лежит в философской плоскости. Для кого-то справедливость — это возмездие. И тот, кто слышит мое «я верю в справедливость», расценивает меня как человека, готового согласиться с понятием «око за око». Для кого-то справедливость — это «суд Божий». Для кого — то это одна из способностей, которую человек должен в себе развить, как любую другую способность. Но я была бы рада, если бы этого термина не существовало. Ведь понятие справедливость не может существовать без понятия несправедливость, отражая целостность мира в его дуальности. Резюмируя: да, мир устроен справедливо, в равной степени, как и несправедливо. Лично я почти не использую этот термин. Считаю, что  справедливость, ответственность и отзывчивость базовыми качествами личности, и обсуждать это даже странно. Многие светлые умы,  к примеру Черчилль, подчеркивали, что удары судьбы и случающиеся несправедливости — важнейшие события в жизни, оказывающие влияние на формирование личности, высоко оценить которые мы в состоянии только по прошествию лет. Лично мне симпатичен этот позитивный фильтр, и, оглядываясь на свою жизнь и всевозможные обидные потрясения понимаю, что без них, я не была бы собой.

Дж.: Прописываете ли вы цели на  год, пять  и т.д?  Какая наивысшая цель вашей жизни?

С.Ф.: Нет, глобальный тайминг не прописываю. Но я его чувствую, и как-то интуитивно выставляю сроки и их придерживаюсь. А наивысшая цель — это образованные, здоровые, счастливые и самодостаточные дети.  Это глобальная цель, но, пожалуй, наиболее важная для всего человечества в целом.

Дж.: На проект «Україна має талант» приходит много людей, переоценивающих свои возможности и таланты. На Ваш взгляд, каждый ли человек может стать тем, кем захочет или «кому-то летать, а кому-то ползать»?

С.Ф.: Вы любите философские вопросы! В данном случае присутствует некий логический парадокс. С одной стороны, рожденный ползать летать не может, но с другой, человек побывал на Луне. Известны случаи, когда люди действовали и за гранью своих возможностей. Но я не смогу грамотно ответить, так как глубоко не изучала антропологию и вопрос человеческих способностей, а только наблюдала. И случалось наблюдать очевидно неталантливых людей, которые своим трудом и силой воли пробивали «бетонную стену» бездарности, к слову, и наоборот. Но все же я склонна думать, что нас с рождения наделяют разными способностями, и наша задача бережно относиться к этим дарам. Талант, в моем понимании, сродни инстинкту материнства. Нельзя заставить себя быть мамой, но можно прислушаться к энергии, идущей изнутри, это невероятная сила и ее необходимо развивать. Разносторонние способности в сфере искусства — это талант, который без труда и упорства, мало чего стоит. Но упорный труд без таланта или с талантом, отвергнутым человеком, мне не очень импонирует. Но все идет своим чередом — шелуха осыпется и в решете истории останутся только те, кто ее формируют как герои или злодеи. Поэтому в процессе поиска таланта, важно все, и большое количество неталантливых или откровенно странных людей в том числе. Именно они помогают таланту ярче светиться. И их присутствие недооценено, в первую очередь самими талантами. Так что, в картине мира нет ничего лишнего и ничего нового.

155851431

Дж.: Что бы вы посоветовали тем, кто не может найти свое предназначение?

С.Ф.: Продолжать поиски, верить в себя и чаще смотреть на небо.

Дж.: Андрей Тарковский считал, что основная задача искусства помочь человеку духовно возвыситься. Вы создали «Фонд поддержки молодых художников  Украины»,  у вас есть художественное образование,  то есть вы разбираетесь в искусстве профессиональноНа ваш взгляд, современное искусство, которое содержит в себе изображения экскрементов, гениталий, извращения – это вообще искусство?

С.Ф.: Разделяю мысль Тарковского, и к ней еще вернемся. У меня образование художника, не искусствоведа. Я не разбираюсь в искусстве профессионально, я занимаюсь менеджментом, развитием, продвижением и организацией, в связи с чем за специальными знаниями сама обращаюсь к профессионалам. Безусловно, я имею свой частный взгляд, точку зрения. По поводу современного искусства хочу опереться на мысль одного уважаемого мной человека, интеллектуала от искусства, который высказался по этому поводу еще в далекие девяностые: «Для того, чтобы понимать современное искусство надо быть достаточно образованным человеком, а, если же знаний не хватает, тогда честно руководствоваться личными эмоциями «нравится» или «не нравится». Уверена, сегодня, он сформулировал бы свою мысль совершенно по–другому, учитывая все перемены в сфере искусства. Современное, часто провокационное, критическое искусство безусловно адресовано подготовленной публике. Так как в нем зачастую первична суть. Именно поэтому, в рамках «Арт-Пикника»  работает закрытый формат «closed cluster #10» – это  место, где проходят острые, порой агрессивные, неполиткорректные, провокационные выставки, спектакли, видео арт, концерты, перфомансы, выставляются наши уважаемые топы и талантливая молодежь, выступают звезды.  Закрытый к общему доступу павильон, венчающий весь «Арт Пикник». И в данном случае “закрытый”, как провокация, толчок к росту. Вернемся к Тарковскому — его работы нельзя назвать радужными и, тем более, понятными широкому зрителю. А говорит он о духовном возвышении, а не о эстетическом восприятии. Помните мой ответ на вопрос о справедливости? Я попыталась объяснить, что понятие справедливость возникает только там, где есть несправедливость. Одно вытекает из другого. То, что отталкивает, то и притягивает. На таком внутреннем конфликте, почти театральном приеме, включая знаки, символы и бог знает какую семиотику, строится современное искусство. Теперь обратитесь к современному искусству — так много уродства в доказательство нашего существования, и неподкованному зрителю крайне трудно разобраться во всех этих тонкостях, да чего уж, мало кто и из профессионалов в них хорошо разбирается, если верить Дональду Томпсону. А, учитывая, сколько шарлатанов от искусства этим воспользовались, окончательно можно забрести в дебри. Но на «Арт Пикнике»  мы стараемся позаботиться о нашем зрителе и помочь хоть немного разобраться в базовых вещах путем организации бесплатных встреч с художниками, лекций и экскурсий по открытым галереям,  подталкиваем задаться вопросом и искать на него ответы. Поиск ответов, тяга к знаниям, как правило, помогает человеку определить свои собственные ценности. А человек с ценностями, а не базовыми потребностями, не может быть не развит духовно. Поэтому, я все же считаю, что Тарковский говорил не о форме, а о том, что искусство должно любым способом научить человека задаваться вопросом, быть мучимым этим вопросом, не знать покоя и, быть может, таким образом возвыситься. Но для начала можно просто спросить себя  — «нравится ли?»

Дж.: Как не впадать в зависимость от выгодного кому-то мнения, транслируемого через СМИ?  Как развивать в себе здравый смысл? 

С.Ф.: Это крайне сложно. Сейчас читаю Юнга «Архетип и Символы», там детально описывается наше бессознательное, и то, что вопреки нашему убеждению в собственном полном самоконтроле, нами управляет или, как минимум,  влияет на нас и наше поведение или реакции, архетипы и память предков. Также нами управляют гены и незащищенная нервная система, которая поддается манипуляциям со стороны СМИ.  Я наблюдала, как сдаются даже самые крепкие, в моих глазах, ребята. Технологии, которые используют в информационных войнах ужасны. Я не знаю, насколько пострадало мое сознание, но я прячу его в литературе, в изучении языка, в общении с детьми, активной социальной деятельности, поездках и, если хотите, в добровольной изоляции (когда нахожусь в городе). Телевизор мы не смотрим более 10 лет, новости отключены, дома запрет на обсуждение конфликтных тем. Информацию черпаю из своих собственных источников. А еще полностью посвящаю себя работе над проектом, который вот уже второй трагический год, будет служить людям в первую очередь, как гуманитарный – снимать социальное напряжение, и только потом, как образовательный, культурный.  Так что, может быть, здравый смысл в труде, семье и саморазвитии. Но я не могу утверждать наверняка, мы не прошли еще и трети испытаний. Задайте мне этот вопрос еще раз, когда наступит мир, и, быть может, мой ответ будет иным.

Дж.: Три книги, которые вы рекомендовали бы прочесть каждому?

С.Ф.: Я порекомендую привить себе и детям любовь к книгам. А книги сами выберут своих читателей. Три книги — это до ужаса узко. Разве что, могу посоветовать сейчас, в такое непростое время спрятаться и заблудиться в «Хазарском словаре» Павича, погулять по мирам Стругацких или поразмышлять над теорией большого взрыва с Хокингом. Можно что-нибудь практичное, к примеру Стартап Гая Кавасаки или Черный Лебедь Талеба Нассима, неплохо осилить весомые труды античных философов Платона и Аристотеля – полезно.

Дж.: Какие качества больше всего цените в мужчине?

С.Ф.: Чувство юмора.

3Z7A0315

Дж.: Что  мешает человеку стать успешным?

С.Ф.: Он сам.

Дж.: Что  мешает человеку быть счастливым?

С.Ф.: Стереотипы – людям хочется счастья от продуктов маркетинговой системы, а добившись его, потратив на это полжизни или даже всю жизнь, вдруг понимают, что обманулись. Также чрезмерное фанатичное стремление к счастью, форсирование событий, зачастую без элементарного представления о счастье. Как и понятии «свобода». Все стремятся к свободе, но никто не спрашивает себя, что такое свобода и что она за собой влечет. Тот, кто задается вопросами, знает, что самая доступная человеку и чистая «свобода» ведет к «войне всех против всех». Свободы не существует в природе, мы зависимы одним своим существованием, базовыми потребностями, а значит, мы в конкуренции с любым существом, даже со своими детьми. Все остальное — это обмен наших свобод на безопасность, возможности и т.д. – общественный договор. А счастье, зачастую, окружает нас, иногда оно прячется в самых простых и обыденных вещах: вкусах, звуках, запахах — в черном хлебе или весне. А еще нам мешает наша человеческая природа ненасытности или неблагодарности, синдром бабки из сказки о золотой рыбке. А ведь то, что мы можем видеть наших детей, гладить собаку или услышать песню из детства в чужой стране во время путешествия — это счастье, которое мы недооцениваем, не замечаем до тех пор, пока не произойдет что то ужасное. Грубо говоря, только ослепнув человек прозревает.

Дж.: Лучшая черта Вашего характера?

С.Ф.: У меня трехглавый дракон: чувство юмора, доброжелательность, любознательность.

Дж.: Какую Вашу черту характера считаете негативной?

С.Ф.: Лень.

Дж.: Ваше напутственное слово.

С.Ф.: Не будьте легковерными, ставьте все под сомнение, перепроверяйте, не переставайте задавать вопросы миру и себе. Знайте, не существует такого слова, как «нет». Но поставьте это под сомнение и проверьте. Силы и Мира всем!

Фото: Дарья Рыбалка darja-rybalka.com